frederikshamn (frederikshamn) wrote,
frederikshamn
frederikshamn

Петровская канавушка

Оригинал взят у sparnins в Петровская канавушка
Оригинал взят у raganaskekis в Петровская канавушка
Оригинал взят у tainionkoski в Петровская канавушка
Оригинал взят у serzigzagser в Петровская канавушка
Оригинал взят у ros_lagen в Петровская канавушка
Оригинал взят у tiina в Петровская канавушка
Ровно 285 лет назад, 22 октября 1730 года завершилось строительство Ладожского обводного канала - крупнейшего на тот момент гидротехнического сооружения не только в России, но и во всей Европе. Канал, который в просторечии называли петровской канавой или - ласково - канавушкой, был сооружен по личному указу Петра Первого от 18 ноября 1718 года и строился 11 лет. Сам царь до завершения строительства не дожил.
Поводом для рытья канала длиной 117 километров стало интенсивное водное сообщение между только что возведенным Санкт-Петербургом и глубинными районами страны, которое осуществлялось по Волхову, Неве и Ладожскому озеру, соединяющему эти реки. А Ладога славится своими штормами, очень опасными для небольших, плоскодонных речных судов и барж. С начала возведения новой столицы в этом огромном озере ежегодно тонули или разбивались о прибрежные камни десятки, а то и сотни кораблей с различными грузами.
Из создавшейся ситуации было два выхода: либо начать строить суда по "морским" стандартам, но тогда они не смогли бы ходить по речному мелководью, либо изолировать их от буйной ладожской стихии. Петр выбрал второй вариант, приказав рыть канал вдоль берега.



img18



"Канава" активно использовалась более 130 лет, но по мере роста столицы и увеличения объемов речных перевозок она постепенно перестала справляться с нагрузкой. В 1861 году было решено, что проще и дешевле не расширять, углублять и реконструировать старый канал (тем более, что в этом случае пришлось бы надолго перекрыть движение судов), а прокопать параллельно с ним еще один, ныне именуемый Новоладожским. До революции он назывался "Канал имени Александра-II". Прежний, соответственно, переименовали в Староладожский.
Сейчас от Староладожского канала остались лишь отдельные участки, а Новоладожский почти не используется. Современные речные суда - гораздо крупнее, прочнее и мощнее, чем 200-300 лет назад, а потому ладожские штормы не представляют для них серьезной угрозы.
На заставке - рисунок XIX века, изображающий прокладку Ладожского канала. Персонаж с характерной внешностью на переднем плане свидетельствует о том, что уже в те времена трудолюбивые заробитчане охотно приезжали на в Россию на заработки.

0_e0407_d057068a_XL

Ladogacanal2
Карта-схема Ладожского канала и его продольный разрез.

трешкот
В XVIII и первой половине XIX века по каналу регулярно курсировали вот такие "речные трамвайчики", называвшиеся трешкотами. В качестве двигателей использовались пары или тройки лошадей, ходившие по берегу и таскавшие трешкоты на веревках. Разумеется, после ледостава движение судов прекращалось, а по льду вместо них пускали сани.

1391

Gorskii_04417u
Староладожский канал в начале ХХ века на цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского.

0_e0402_fbef5d47_XL
Работы по очистке дна канала. На переднем плане - паровая землечерпалка.

218169_original
Сохранившийся участок "канавы" в наши дни.
@ vikond65










Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments